В России с начала мусорной реформы удалось сделать многое: практически введена двухпоточная система сбора мусора, внедрены региональные операторы, приняты меры по оценке объема собранных отходов, интенсивно развивается структура сортировки и переработки отходов.
Национальный проект «Экология» имеет весьма амбициозную цель — к 2030 году в половину сократить вывоз отходов на полигоны. Отметим, каждый год в России образуется около 60 млн т мусора. Следовательно, уже менее чем через 10 лет планируется утилизировать около 30 млн тонн отходов.
Кроме бытовых отходов существуют и неучтенные, находящиеся в, так называемой, серой зоне. Это мусор сверх установленных в регионе нормативов. Он часто уезжает как промышленные отходы пятого класса и оседает в карьерах, лесах, оврагах. Связано это с несоответствующими реальности нормативами для юридических лиц: есть примеры, когда почти все отходы отдельных производителей оставались именно в неотрегулированной зоне промышленного мусора пятого класса.
Эксперты полагают, что региональные операторы должны принять во внимание такой тип мусора и создать аналогичную систему прозрачности и контроля, как и для ТБО. Необходим четкий регламент мусорных потоков и наделение региональных операторов полномочиями по их обработке. Нормативы же юридических лиц необходимо привести к реальности.
Кроме того, в России каждый год образуется 15–20 млн т органических отходов, которые можно компостировать. К примеру, в Москве и Подмосковье в июле 2022 года объем органического мусора вырос до 60–70% от общего объема коммунальных отходов.
Именно такие отходы являются основой для возникновения опасных газов, фильтрата, неприятного запаха и огромного количества птиц на свалках.Годовой объем фильтрата оценивается в 12 куб. км.
Изменить это может запрет на захоронение органических отходов. Каждый новый объект обработки мусора в обязательном порядке должен включать этап сортировки и рециклинга органики. Уже существующие объекты необходимо модернизировать. Техногрунт, полученный при компостировании, станет полноценным продуктом, который можно было бы использовать для отсыпки откосов дорог либо рекультивации нарушенных земель. Сейчас отсыпка проводится с использованием плодородного слоя почвы.
Закрепив запрет на захоронение органических отходов на уровне законодательства и сделав компостирование обязательным этапом переработки, мы перестанем разрушать естественные экосистемы и тратить плодородный слой почвы не по назначению. Так мы снизим влияние полигонов на окружающую среду.
Однако появляется вопрос, что с результатами переработки делать дальше. Из всего потока отходов коммерческим спросом пользуется лишь 6%. Прежде всего, это пластик и алюминиевые банки. За счет стандартизации этих отходов они стали востребованными ресурсами, но их мало — не более 5% от общего потока отходов. Добавим сюда ПНД-флакон, чистую ПВД-пленку, некоторые металлы — на этом список востребованных у переработчиков позиций заканчивается.
Около 9% в остатке у пластика, который нельзя пустить на вторичную переработку. Например, упаковки “дойпак” состоят из более чем 20 соединений материалов. Единственный путь для таких пластиков — производство эффективного топлива RDF, которое не требует ресурсов для сжигания, не содержит органических веществ и инертных фракций. Пока страна не может запретить пластики, не подлежащие утилизации. И единственный способ снижения захоронения — производство топлива RDF.
Для реализации задач нацпроекта “Экология” необходимо выполнение обозначенных инициатив в комплексе. Также требуется разработать эффективную систему расширенной ответственности производителя, которая создаст условия для рециклинга максимального количества отходов.