wa
Заказать звонок
Покупаем любого рода пленку, пластик
Пишите
нам!
wa

Время работы организации:
9:00-18:00
пн-сб


Заказать звонок

Калькулятор
+7 969 037 37 58 +7 495 991 55 37
Карта сайта
Политика конфиденциальности


  • Zen
Главная » Статьи » Выгоды утилизации в рамках РОП
Выгоды утилизации в рамках РОП
Ожидали вступления в силу нового закона о РОП (одно из названий Федерального Закона №451-ФЗ от 4 августа 2023, подписанного Президентом РФ) многие участники индустрии управления отходами. Производители и импортеры товара выразили критические мнения, но сектор утилизации встретил новый документ оптимистично....

Выгоды утилизации в рамках РОП

Ожидали вступления в силу нового закона о РОП (одно из названий Федерального Закона №451-ФЗ от 4 августа 2023, подписанного Президентом РФ) многие участники индустрии управления отходами. Производители и импортеры товара выразили критические мнения, но сектор утилизации встретил новый документ оптимистично. В принципе, можно понять обе стороны: и утилизационный, и производственный сектора. Также можно понять тех, кто еще не смог полностью понять суть, содержание и ценность нового РОП механизма. 

Есть и такие, кто не имеет представления о масштабах индустрии управления отходами и ее сектора утилизации, хотя там есть огромный потенциал для создания новых рабочих мест и получения доходов при правильной организации процесса. Именно с целью правильной организации работы и был создан новый РОП механизм.

Признание ошибок и движение вперед

Изначально РОП был создан в России в 2015 году, но к 2019-му государство поняло, что были допущены ошибки. В конце 2020 года была принята “Концепция улучшения РОП” (одобрена вице-премьером РФ Викторией Абрамченко). Чтобы помочь в реализации этой концепции, в 2019 была сформирована государственная компания “Российский экологический оператор”, которая вместе с Министерством природы России работает над созданием нормативных документов для РОП.

После введения нового механизма (большая часть изменений вступит в силу в начале 2024 года, но некоторые уже действуют, другие отложены на более поздний срок), участники РОП (производители и импортеры и утилизаторы) начали обсуждать, есть ли преимущества в новом регулировании и как можно сократить или даже получить прибыль. Это связано с тем, что основной причиной провала первоначальной версии РОП была недостаточная поддержка со стороны государства. Версия РОП 2015 году была похожа на уплату налогов в России в середине 90-х: немногие знали о необходимости уплаты, и тех, кто этого не делал, не наказывали. По данным компании SmartEcoSystems, в 2023 47% производителей и импортеров не знали о РОП, и 35% утилизаторов знали о РОП, но не использовали эту схему.

В своем интервью РИА “Новости” заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко отметила, что администрирование РОП будет теперь проще. Она подчеркнула, что Росприроднадзор должен изменить свой подход, создать удобные онлайн-сервисы, контролировать тех, кто отвечает за утилизацию, и наладить взаимодействие с ФНС и другими организациями. Учитывая наличие проектов нормативных актов и постановление правительства РФ №868 от 13.05.2022 “О единой федеральной информационной системе учета отходов”, можно предположить, что субъекты РОП с начала 2024 года будут жить по-новому.

4 апреля 2023 года глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что 70% утилизаторов, проверенных ведомством, на самом деле не занимаются утилизацией отходов. В докладе также указана сумма экологического сбора, уплаченного производителями и импортерами в 2021 году — всего чуть более 4 млрд рублей, в то время как несколько лет назад эксперты оценивали размер уплачиваемого экосбора в 120-140 млрд. То есть, потенциал РОП огромен и может составить или превысить размеры утилизационных сборов, уплачиваемых владельцами транспортных средств.

Снижение издержек

Как новый РОП может значительно упростить производителю товаров процесс ведения бизнеса? Во-первых, новый закон вводит новое понятие: утилизация отходов, полученных в результате использования товаров. Это означает, что отходы от использования товаров могут быть использованы для производства новой продукции или вторичного сырья, которое получено из них. Таким образом, закон позволяет производителю использовать отходы для утилизации своих обязанностей в рамках РОП и производить новую продукцию из вторичного сырья.

Во-вторых, будет введен понижающий коэффициент, который гарантирует, что при использовании вторсырья для производства новой продукции экологический сбор будет ниже. В-третьих, появится новая формула для расчета экологического сбора. Предполагаемая ставка экологического сбора будет настолько высокой, насколько это возможно, чтобы стимулировать бизнес к реальной утилизации отходов. Иными словами, платить экологический сбор станет экономически нецелесообразным, так как затраты на утилизацию будут значительно ниже. К слову, если ранее экологический сбор собирался нерегулярно из-за низкого уровня администрирования, теперь производители и импортеры продукции могут столкнуться с серьезными штрафами, предусмотренными статьей 8.5.1 КоАП РФ.

Таким образом, производитель пластмассовых изделий, являющийся участником РОП (важно отметить пункт 6 статьи 24.2, согласно которому производитель товара, который упаковывает произведенный им продукт, включая нагревание, вытягивание и разделение упаковки на части, не обязан заниматься утилизацией отходов от использования данной упаковки, кроме случаев, когда эта упаковка производится данным производителем товара)), может оптимизировать свое производство (и учет вторсырья) так, чтобы в полной мере выполнять свои обязательства в отношении РОП и даже иметь возможность превышать установленный объем. Если объем утилизации РОП превышает установленный, «излишки» могут быть проданы или компенсированы в соответствии с постановлением Правительства РФ №467 от 25.03.2022 «О порядке и условиях компенсации затрат за счет средств, поступивших в федеральный бюджет в виде экологического сбора». Важно учесть, что экологический сбор — это не налоговый взнос, имеющий целевое назначение, и если указанные суммы начинают поступать в бюджет, они далее распределяются в соответствии со схемой, описанной в вышеупомянутом постановлении.

Производителю пластмассовых изделий сегодня важно определить, является ли он участником РОП, учитывая приведенные нормы, а также в соответствии с пунктом 9 статьи 24.2, в котором говорится: «Производители и импортеры товаров не должны заниматься утилизацией отходов использования товаров в отношении товаров, которые используются в качестве сырья, материалов или запасных частей при создании товаров, указанных в пункте 5 данной статьи».

Можно предположить, что формулировка закона о РОП, которая гласит, что “производитель товара, который упаковывает произведенный товар, включая нагревание, вытягивание, разделение упаковки на части, не должен заниматься утилизацией отходов от использования этой упаковки, за исключением случая, когда эта упаковка произведена этим производителем товара”, может вызвать волну судебных споров о распределении ответственности за выполнение РОП с 2024 года. Но новая судебная практика также станет частью системы управления.

С учетом всех аспектов предлагаемой системы РОП и готовности к внедрению цифрового управления (аналогично налоговому управлению), переработка пластмасс может не только обеспечить дополнительную прибыль, но и гарантировать снижение будущих транзакционных издержек.

Читайте также
Мы покупаем Все материалы
Вверх