Перед российской химической и нефтехимической промышленностью стоит долгосрочная стратегическая задача — диверсификация экспортной модели с акцентом на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Переход от преобладания сырьевого экспорта к расширению присутствия на внешних рынках высокотехнологичной продукции, в том числе пластмасс и изделий на их основе, рассматривается как приоритетное направление отраслевого развития.
Трансформация производственного потенциала
За последние десять лет в полимерной отрасли Российской Федерации реализован ряд значимых инвестиционных проектов. Введение в эксплуатацию мощностей предприятий «Полиом» (180 тыс. т/год) и «Тобольск-Полимер» (500 тыс. т/год) стал ключевым событием в сегменте производства полипропилена. Существенное увеличение выпуска полистирола обеспечено запуском дополнительной линии на «Нижнекамскнефтехиме» (50 тыс. т/год). Также важное значение имело открытие завода «РусВинил», благодаря которому был укреплён рынок поливинилхлорида.
Сектор полиэтилентерефталата (ПЭТ) продемонстрировал стабильный рост за счёт модернизации производственных мощностей завода «Полиэф», а также благодаря вкладу предприятий «Этана» и «СафПэт». Указанные меры позволили Российской Федерации значительно снизить зависимость от импорта полимеров, а также сформировать предпосылки для увеличения экспортного потенциала.
Несмотря на наращивание поставок пластмасс за рубеж, их доля в общем объеме химического экспорта продолжает оставаться низкой — не превышая 7%, тогда как, например, в Европейском союзе данный показатель достигает 18%. Структура российского экспорта по-прежнему ориентирована на продукцию низкой степени переработки, в частности минеральные удобрения, среди которых доминирует хлорид калия.
Перспективы экспорта: стратегические ориентиры
Согласно положениям утвержденной «Стратегии развития химической и нефтехимической продукции до 2030 года», прогнозируется значительное укрепление экспортных позиций в секторе полимеров. Ожидается увеличение доли полимеров в товарной структуре химического экспорта с 7% до 15%, а полимерной продукции — с 4% до 12%. Таким образом, более 25% валютных поступлений химического комплекса к 2030 году должно формироваться за счёт экспорта продукции полимерной отрасли.
Следует отметить, что выход на эти показатели невозможен без совершенствования системы государственной поддержки экспортоориентированных предприятий, в том числе в части финансового стимулирования, снижения внешнеэкономических рисков и содействия технологической модернизации производств.
Механизмы государственной поддержки
Государственная политика в сфере содействия промышленному экспорту реализуется в рамках действующей Концепции финансовой (гарантийной) поддержки, а также через специализированные институты развития, в том числе АО «Росэксимбанк», АО «ЭКСАР» и АО «РЭЦ», входящие в структуру Российского экспортного центра.
Финансовые меры включают:
- предоставление средне- и долгосрочного экспортного кредитования;
- защита экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
- гарантирование экспортных операций;
- субсидирование процентных ставок по займам, направленным на развитие экспортных проектов.
АО «Росэксимбанк», выполняющий функции финансового агента правительства, предоставляет финансирование российским экспортерам, в том числе за счёт федеральных средств, а также осуществляет предэкспортное кредитование, выдает банковские гарантии и другие формы обеспечения.
Страховая поддержка реализуется через АО «ЭКСАР» — специализированное агентство, созданное в целях защиты экспортных проектов от политических и кредитных рисков. ЭКСАР покрывает до 95% рисков, а в отдельных случаях — до 100%. Программы агентства предполагают возможность привлечения долгосрочного финансирования сроком до 15 лет, что актуально при воплощении масштабных инвестиционных инициатив.
Примером результативности работы ЭКСАР является страхование в 2016 году экспортных поставок продукции компаний «Пеноплэкс», «Пластфоил», «Стайровит» и «Плинтэкс» в страны Европы и СНГ на общую сумму более 1,5 млрд рублей.
Международный контекст и сравнительный анализ
В сравнении с ведущими мировыми экспортёрами, отечественная система гарантийной и страховой поддержки демонстрирует более скромные объемы. В частности, в 2012 году объемы поддержки в Китае составили 45 млрд долларов США, в США — 31,3 млрд, в Германии — 15,3 млрд, тогда как в Российской Федерации данный показатель находился на уровне 6,2 млрд долларов. Кроме того, в РФ перечень продукции, подлежащей поддержке, ограничен утверждённым списком, куда, однако, входят полимеры, синтетические смолы и изделия из них.
Участие МСП и нефинансовые меры
Особое внимание уделяется вовлечению в экспортный процесс субъектов малого и среднего предпринимательства. Предусмотрены механизмы софинансирования экспортных инициатив из федерального и регионального бюджетов. Однако обязательным условием получения государственной поддержки остаётся высокий уровень технологичности экспортируемой продукции и её соответствие требованиям глобального рынка.
Наряду с финансовыми механизмами, реализуются и нефинансовые формы поддержки. Среди них — информационно-консультационные услуги, содействие в участии в международных выставках, помощь в поиске контрагентов, а также продвижение российских производителей за рубежом.
Полимерная отрасль Российской Федерации обладает объективными предпосылками для выхода на новый уровень развития в части экспорта. Однако реализация прогнозных показателей требует системного взаимодействия государства и бизнеса, в том числе расширения перечня приоритетных отраслей, увеличения объемов гарантийной и страховой поддержки, а также технологической модернизации производственной базы.
Решение вышеуказанных задач позволит не только повысить конкурентоспособность российских пластмасс на международных рынках, но и превратить экспорт высокотехнологичной химической продукции в один из ключевых источников поступления валютной выручки в экономику страны.