Из-за масштабной проблемы со сбором, вывозом и ликвидацией отходов, а также стремительным ухудшением экологической ситуации в России с 1 января 2019 года стартовала мусорная реформа. Изменения, внесенные в ФЗ №89, коснулись всех регионов РФ.
Для чего нужны нововведения?
Ранее предприятия ЖКХ собирали мусор и вывозили его на полигон. Некоторые из них складировали отходы в лесах, что привело к образованию стихийных свалок. Ни в одном из регионов не практиковался раздельный сбор мусора. Благодаря коммерческим организациям, перерабатывалось не более 7% твердых бытовых отходов для вторичного использования. Как результат, возникла острая необходимость в повышении экологической безопасности и улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.
Этапы внедрения реформы
В соответствии с новой интерпретацией закона, борьба с «мусорной» проблемой должна осуществляться поэтапно:
- Подготовка территориальных схем обращения с отходами.
- Выбор региональной компании-оператора на конкурсной основе.
- Расчет и порядок удержания суммы тарифа за вывоз и утилизацию мусора.
- Строительство пунктов приема и переработки отходов .
В каждом регионе только один региональный оператор имеет право осуществлять деятельность по сбору, перевозке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению опасных отходов.
Перспективы реформы
При условии отсутствия препятствий на пути реализации реформы к 2024 году должны произойти следующие изменения:
- ликвидация всех несанкционированных свалок;
- переход на раздельный сбор отходов;
- постройка мусороперерабатывающих заводов и современных полигонов.
Бездействие в отношении обращения с ТБО неминуемо приведет к экологической катастрофе, поэтому реформа — реальный шанс изменить ситуацию. Однако, ее эффективность напрямую зависит от качества работы региональных компаний-операторов.